ФНС разъяснила вопрос налогообложения платежей за коммунальные услуги

Управлениям ФНС субъектов РФ было направлено Письмо ФНС России № СА-4-7/15613@ «О направлении обзора судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям», на которое рекомендовано опираться, принимая решения о необходимости оплаты налогов.

По общему правилу, если исходя из договорных обязательств, деятельность ТСЖ, ЖСК или УО по закупке коммунальных услуг является посреднической деятельностью, то налогооблагаемым доходом  указанных организаций  будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. 

При этом при квалификации договорных отношений необходимо обращать внимание не только на наименование и условия договора, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.

Также ФНС указывает, что если фактические обстоятельства хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика свидетельствуют о получении и последующем перечислении в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, то такой налогоплательщик выступает в имущественном обороте в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, то есть действует не в самостоятельных экономических интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирных домах.

Если ТСЖ, ЖСК не получает какую-либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за выполненные коммунальные работы (оказанные услуги) их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований относить данные денежные средства к доходам.

Такие выводы применимы и к налогообложению деятельности УО в случае отсутствия доказательств самостоятельного исполнения ими работ (услуг) либо поставки товаров, а также при отсутствии доказательств, подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг, товаров) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, не соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц (поставщиков).

ФНС России приходит к выводу, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.

Письмо отражает позицию ФНС России с неожиданной стороны. Ранее налоговые органы настаивали на обязанности УО/ТСЖ/ЖСК оплачивать налоги с платежей за коммунальные услуги, но многочисленная судебная практика по вопросу признания не подлежащими налогообложению средств, уплаченных собственниками за коммунальные услуги и содержание общего имущества, в итоге «убедила» государственный орган в том, что при отсутствии дохода платежи за жилищно-коммунальные услуги не всегда должны облагаться налогом.

Письмо Министерства Финансов РФ от 13 августа 2018 года

Возврат к списку